Начало в предыдущем выпуске. В честь другого известного жителя Иванова, Осипа Щудрова, названо самое древнее каменное сооружение города — Щудровская палатка. Его построили еще...

Русский Манчестер(2)

Начало в предыдущем выпуске.
В честь другого известного жителя Иванова, Осипа Щудрова, названо самое древнее каменное сооружение города — Щудровская палатка. Его построили еще в XVII веке по распоряжению князей Черкасских, которые в то время управляли селом. Градоначальникам нужно было место, где хранились бы записные книги, в которых велся учет недоимок и оброков крестьян. Поэтому князья решили не скупиться и возвести здание из кирпича — материала тогда редкого, дорогого, являвшегося символом богатства. В одной комнате палатки сидел приказчик, который вел все записи, во второй хранились учетные книги.

В начале XIX века здание приобрел купец Осип Щудров. Купец не думал о красоте и изысканности — он надстроил еще два этажа и организовал здесь набойный цех. Впрочем, в 1980-е годы архитектурному памятнику вернули первоначальный вид.

Творческим и амбициозным жителям Иванова так понравилось удивлять мир, что они решили не останавливаться на текстильном производстве. В начале 30-х годов XX века заказали известному московскому архитектору Даниилу Фридману построить дом для жилищно-кооперативного товарищества «Второй рабочий поселок». И не просто дом, а что-то необыкновенное, чего нет в других городах. И московский архитектор создал «дом-корабль». Фасад, балконы, восьмиэтажная надстройка в «кормовой» части имитируют силуэт корабля.

Нижний этаж застеклен панорамными окнами, создающими иллюзию, будто дом парит над землей, устремляясь к светлым далям. Когда здание сдавали в эксплуатацию, то мнения горожан о творении столичного архитектора разделились. Одни говорили, что жить в этом высоком и, кажется, неустойчивом здании — опасно и неудобно, другие — что престижно и модно. Прошли годы, но «дом-корабль» до сих пор приковывает к себе восхищенные взгляды.

Приблизительно в то же время в Иванове появилось другое архитектурное чудо — «дом-подкова». Автором этого многоквартирного дома был уже местный архитектор Александр Панов. Работники ОГПУ (именно эта организация была заказчиком) попросили спроектировать что-то мощное и впечатляющее, как сама их служба. И архитектор, не мудрствуя лукаво, построил фактически крепость. До сих пор ходят слухи, что у этого странного дома есть большой подвал и подземный ход, ведущий в здание бывшего Государственного политического управления. Якобы сотрудники учреждения ходили на работу под землей, через катакомбы, где приводились в исполнение приговоры «врагам народа».

Если вернуться к началу нашего рассказа, а именно к текстилю, то нельзя не вспомнить о Музее ивановского ситца. Он появился благодаря все тому же Дмитрию Бурылину. В его обширной коллекции было много редких и красивых экземпляров ивановского ситца и орудий производства. Музей расположился в родовом доме мецената — изысканном здании в стиле модерн. В начале XX века экспозиция насчитывала полмиллиона единиц уникальных предметов.

Сейчас в бывших хозяйственных постройках во дворе особняка располагаются дополнительные выставочные площади, также фондовые помещения и библиотека. Здесь же находится и постоянная экспозиция, посвященая творчеству и жизни модельера Славы Зайцева, уроженца города Иваново.

Когда-то Бурылин вывозил свою коллекцию на выставку в Париж. Тамошние ценители просили продать им хотя бы треть экспонатов. Особенно зарубежных специалистов интересовали ситец и оборудование, на котором он ткался и красился, — за одну только прялку можно было получить огромные деньги. Но Бурылин отказался — золото России должно оставаться дома.

Также на Travel Daily Вы можете узнать:

Источник

Brian Aaron Editor in chief

Шеф-редактор, член Международной ассоциации журналистов, пишущих о туризме FIJIT