Несмотря на множество проблем арктического туризма, как финансового, так и политического характера, этот вид отдыха все равно набирает популярность. Что же мешает Арктике стать туристической Меккой? С этим вопросом пытаются разобраться на международных туристских форумах, попытаемся и мы
В прошлом году почти миллиард людей на планете, так или иначе, путешествовали, но лишь малая доля из них в качестве отдыха выбрала путевки на нетронутую прогрессом Землю Франца-Иосифа, оправились в круиз вдоль берегов Чукотки, Сахалина и Камчатки. Рыбалка или охота в арктических широтах никак не может считаться массовым развлечением. А между тем, туристы не желают постоянно ездить в одни и те же хорошо знакомые места. Им подавай новые неизведанные маршруты. А таковых на Земле осталось не так уж много, и самым неизведанным по-прежнему остается Арктика. Но…
Несмотря на огромный интерес туристов к полярным широтам, у путешествия по ним есть масса препятствий. Суровый климат и труднодоступность многих территорий из списка причин можно сразу отбросить, ведь ради этого туристы и стремятся в Арктику. Но вот высококачественный сервис, доступная перевозка являются проблемой. До сих пор добраться на русский север относительно легко можно лишь из Архангельскаой и Мурманской областей. Оттуда постоянно совершают регулярные рейсы несколько авиакомпаний. И если на этих маршрутах даже появился лоукостер, то из многих регионов России, не говоря уже о зарубежье добраться до Арктики можно лишь на личном авиатранспорте.
Поэтому на север путешествуют или группы из прилежащих регионов или крайне непритязательные самостоятельные путешественники-энтузиасты. Большинство людей, мечтающих о приключениях в полярных широтах, естественно отпугивает цена вопроса. Понятно, что туры с проживанием на ледоколах должны влетать в копеечку, но что мешает в доступных северных областях дешевые отели?
Сейчас стоимость туристического дня на Чукотке, в Карелии, в Якутске иногда достигает 12 000 рублей, что в сумме с перелетом, цена на который колеблется в широком промежутке от 20 000 до 70 000, дает отпугивающую общую сумму тура в 80-150 тысяч рублей.
Одним из тормозящих развитие арктического туризма факторов является междоусобицы полярных регионов, которым, по мнению экспертов туристического бизнеса следовало бы, наоборот, действовать сообща. Небольшим регионам трудно продвигать себя в одиночку, а в некоторых районах на данный момент и вовсе отсутствует внятная стратегия развития туризма. Во времена советской власти в полярных областях существовало множество туристических маршрутов, которые сейчас сильно запущены. Форватеры рек не чищены годами (некоторые даже начали менять русло), судоходность – нулевая, и при всем при этом огромный интерес западных туристов к путешествиям на закрытие морские и космические объекты попадает под жесткий отпор властей и рассматриваются чуть ли не как наглый шпионаж. Хотя во всем мире находят возможность показывать туристам космодромы и прочие индустриальные достопримечательности, зарабатывая на этом сотни миллионов.
И конечно же, как обычно, огромное количество возможных доходов страна теряет по причине несовершенства контрольно-пропускной системы на границах. Только за прошлый год в Архангельск не попали 5 крупных круизных судов из-за того, что в городе нет оборудованной пристани, а на проверку документов и таможенный досмотр уходит несколько часов. Регулярные просьбы туроператоров по северу об упрощении допуска иностранных туристов в арктические регионы смягчить сердца чиновников Минобороны РФ пока не в состоянии.
В общем, ответ на вопрос, когда Русский север станет популярным туристическим направлением, кроется в разгадке тайны, когда у государства появиться желание зарабатывать деньги не только на нефтегазовых спекуляциях, а хоть на чем-то еще.
Также на Travel Daily Вы можете узнать: