Круизные туроператоры предложили Госдуме способ поднять въездной туризм
Новости 24.06.2015 TravelDaily
Рациональное использование возможностей морского круизного туризма может серьезно увеличить въездной турпоток в Россию. Такую оценку ситуации озвучила в Госдуме на совещании, посвященном туризму, гендиректор туроператора Атлантис Лайн Наталья Андронова. Пока в России за счет морских туристов ощутимо выигрывает только Санкт-Петербург, однако потенциал этого вида туризма значительно больший. Тем не менее, развитие круизного туризма в стране сталкивается с целым рядом проблем.
По-моему глубокому убеждению, в выполнении задачи привлечения иностранных туристов существенную помощь может оказать рациональное использование возможностей морского круизного туризма, для развития которого у России есть уникальные перспективы, — отметила Наталья Андронова. Всего у России 67 морских портов, большая часть которых может принимать и круизные суда.
Во-первых, въездной морской круизный туризм позволяет решить часто упоминаемую проблему недостаток в России количества доступных гостиниц и аналогичных средств размещения. Во-вторых, сфера круизной индустрии далеко не ограничивается палубой корабля! Сойдя на берег, туристы посещают музеи, исторические места, магазины, кафе, рестораны, заказывают трансферы и экскурсии, — отметила Наталья Андронова. При этом эксперт ссылается на данные статистики, согласно которым по количеству затрачиваемых средств, один круизный турист равняется трём наземным.
ЮНЕСКО считает морские круизы самым перспективным видом туризма в XXI веке, по данным UNWTO число круизных туристов в мире в 2015 году составит 23 млн человек, а по прогнозу к 2025 году превысит 50 млн. Главный вопрос сколько из этих миллионов мы сможем привлечь к нам в Россию?, — задала депутатам вопрос Наталья Андронова.
Пока примером реального прорыва в этой сфере может служить только Санкт-Петербург. Если в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) общий поток иностранных туристов в Санкт-Петербург снизился на 12% (прибыло 1.36 млн человек), то число туристов, прибывших в город на круизных лайнерах, остался стабильным — на уровне 500 тысяч человек, — оценила Наталья Андронова. Основная причина прорыва — новая инфраструктура порта Морской Фасад. Только за первый год после введения в эксплуатацию нового порта число туристов выросло 2 раза с 200 тысяч до 400. А сейчас порт может принимать более 750 тыс. туристов в год и это далеко не предел, — рассказала гендиректор Атлантис Лайн. При этом большинство круизных компаний швартуют свои суда в Санкт-Петербурге на 2 дня, а такой чести удостаиваются в мире не более 10 городов (!!!)
К сожалению, большая часть других российских портов с инфраструктурой испытывают ощутимые сложности. Например, Приморье и Дальний Восток, это очень перспективный регион для развития целого кластера въездного туризма, с центром во Владивостоке (при этом, на пользу ему может сыграть принятие закона О Свободном порте, предусматривающего возможность въезда иностранцев без визы на восемь суток). Однако, отсутствие инфраструктуры для приема крупных лайнеров тормозит развитие круизного туризма на Дальнем Востоке, — сообщила Наталья Андронова. По данным эксперта, на данный момент в этом регионе просто нет причальных стен для круизных лайнеров, нет современной инфраструктуры для обслуживания туристов, которая позволила бы за 15-30 минут произвести высадку на берег до шести тысяч пассажиров, обеспечить их посадку в автобусы, паспортный и таможенный контроль. И это касается не только Владивостока. Аналогичные проблемы существуют в таких перспективных городах как Мурманск, Калининград, Архангельск и в целом ряде других.
Основная проблема большинства портов России — нехватка крупных пассажирских портов, их мелководность, — отметила Наталья Андронова. Кроме того, мешает и антураж, ведь перед круизным туристом прямо с палубы город должен предстать во всей своей красе, а не в виде промышленного и грузового района. Без оперативного решения этих технических и инфраструктурных вопросов миллионы иностранных туристов не смогут попасть в Россию и будут проплывать мимо, — отметила Наталья Андронова.
Ещё один перспективный и подготовленный порт Сочи постигла другая проблема, на этот раз геополитическая. Порт Сочи — новый пассажирский терминал. Он оснащен по последнему слову техники и не уступает лучшим зарубежным аналогам. В самом Сочи созданы все условия причалы, прекрасный аэропорт, транспортная составляющая, развлекательные объекты (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха). Однако, в связи с геополитической ситуацией туда значительно сократилось количество заходов судов иностранных круизных компаний. Причём сократилось, к сожалению, очень сильно, — оценила Наталья Андронова. Нет сомнений в том, что круизные корабли обязательно вернутся, но по этому вопросу с иностранными круизными компаниями надо работать на перспективу 2016-2017 года.
В отсутствие своего российского флота, надо вызвать у иностранных лидеров мирового рынка интерес к созданию маршрутов по Чёрному морю, с учетом заходов в российские порты, добавила собеседник. Кроме того, по оценке эксперта, необходимо минимизировать и экономическое препятствие, для чего снизить уровень портовых сборов. Круизные порты России на Чёрном море считаются самыми дорогими. Это снижает их конкурентоспособность в сравнении с портами Турции, Болгарии и Грузии. Сейчас нам нужны реальные действия и аргументы, чтобы вернуть в Сочи круизные компании как можно быстрее, — отметила Наталья Андронова.
В тоже время, по оценке гендиректора Атлантис Лайн, у круизного туризма в России есть особое конкурентное преимущество это решенный визовый вопрос, который считается одним из главных тормозов развития въездного туризма. Ведь для посещения России пассажирам круизных судов виза на первые 72 часа не нужна…
TravelDaily Editor in chief
В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.