Пока туристический рынок не станет полностью прозрачным, для обеспечения безопасности туристов все средства хороши — и фонды и финансовые гарантии. Такую позицию озвучил в...

Пока туристический рынок не станет полностью прозрачным, для обеспечения безопасности туристов все средства хороши — и фонды и финансовые гарантии. Такую позицию озвучил в интервью Российской Газете глава Ростуризма Олег Сафонов. При этом чиновник подтвердил, что данные меры на первом этапе будут связаны с увеличением финансового бремени для туроператоров. Однако, по его мнению, эти затраты послужат вложением в восстановление доверия к туррынку. Отметим, что большинство самих участников рынка, ровно как и их общественные организации, категорически не разделяют точку зрения глава главного регулятора отечественного туризма, полагая, что лишние поборы с турфирм не усилят защиту туристов, зато приведут к коллапсу туристического рынка.

Новых угроз банкротств, на мой взгляд, нет. Объясню почему. Наиболее серьезные негативные экономические или политические факторы уже имели место в 2014 году. А вероятность, что это будет происходить сейчас с той же силой, незначительна, — первым делом подчеркнул Олег Сафонов. Кроме того, по его словам, многие туроператоры, которые ранее занимались только организацией вывоза наших граждан за рубеж, понимая перспективность внутреннего туризма, во многом диверсифицировали свою деятельность. И мы констатируем увеличение количества туроператоров, которые переориентируются на российский рынок, примерно на 30%. Внутренний рынок в меньшей степени подвержен колебаниям курсов валют, а значит, спрос на этом направлении более стабильный. И это один из факторов повышения финансовой устойчивости туроператоров, — рассказал Олег Сафонов.

По его оценке этот же фактор повлиял и на печальную статистику реестра туроператоров, откуда уже исключены более тысячи компаний. Многие из этих компаний были исключены из реестра в прошлом году и в начале текущего года. Но это не чистка рынка. Дело в том, что многие туроператоры поменяли профиль деятельности и стали заниматься не выездным туризмом, то есть отправлением наших граждан за рубеж, а внутренним и въездным туризмом. При этом из 978 компаний, которые были исключены из ассоциации Турпомощь в связи с неуплатой членских взносов, федеральный реестр покинули всего 20 турфирм. А 420 стали заниматься внутренним туризмом, — уверил Олег Сафонов. Руководитель Ростуризма также не исключил, что ряд таких туроператоров через некоторое время вернётся к организации зарубежных туров.

В тоже времяАссоциация Туроператоров России недавно заявила, что примерно для 20-25% туроператоров переход на внутренний туризм оказался вынужденной мерой, чтобы полностью не покинуть рынок. Всё дело в стоимости оформления фингарантий и соответственно, готовности страховщиков работать с турбизнесом.

Несмотря на очевидную проблему, Олег Сафонов особо подчеркивает, что фингарантии и прочие фонды, весьма затратные и трудные для получения туроператорами, необходимы. Мы четко понимаем, что необходимо усилить защищенность туристов. И это аксиома, от которой все должны отталкиваться. Дискутировать относительно того, каким образом выстроить систему защиты, — можно. Но на начальном этапе, думаю, всё же надо оставить и оформление финансовых гарантий туроператоров в страховых компаниях, и фонды персональной ответственности, которые будут создаваться за счет денежных отчислений за каждого туриста, — уверен Олег Сафонов. По его оценке, отказаться от страхования ответственности или ФИГов возможно только в случае если фонды будут сформированы в полном объеме, если туроператоры будут абсолютно честно переводить в них средства. Но пока эти фонды не созданы, у нас нет 100-процентной уверенности, что туроператорское сообщество это будет делать абсолютно честно и открыто. И, к сожалению, для этого есть основания. Следует признать, что туроператорский бизнес сегодня во многом непонятен и непрозрачен. Кстати, именно с этим у многих компаний связаны сложности с оформлением финансовых гарантий в страховых компаниях или банках, — отметил Олег Сафонов.

При этом в числе методов повышения прозрачности руководитель Ростуризма назвал электронную путевку, которую представители турбизнеса считают идеей, как минимум крайне сомнительной с технической точки зрения, а как максимум просто вредной для туррынка. Это позволит сделать абсолютно прозрачным движение денежных средств на рынке туруслуг: от туриста, который приходит к турагенту, приобретая некий турпродукт, затем от агентства к туроператору, и от туроператора к перевозчику, — уверен Олег Сафонов. По его словам переходить к фондам персональной ответственности возможно только в случае работы этой системы.

Еще раз повторю: да, к сожалению, на начальном этапе бизнесу, вероятно, придется тратить на страховку больше средств, чем ранее. И связанное с этим недовольство я понимаю. Но с точки зрения общественных интересов необходимо совершенствовать систему защиты туристов. Только так мы сможем вернуть доверие людей к туроператорскому сообществу, — резюмировал Олег Сафонов.

Также на Travel Daily Вы можете узнать:

Источник

TravelDaily Editor in chief

В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.