Безусловно, путешествуя по европейским столицам, каждый турист волей-неволей заглядывает в художественные музеи городов, через которые проходит его маршрут. Но что будет, если подойти к вопросу с другого конца и сам маршрут построить исходя из геометрии высокого искусства. Если объединять точки маршрута общей тематикой, то дорога путешественника может рисовать на карте очень интересные фигуры. Знаменитые художественные музеи Лондона, Парижа и Базеля сегодня слились у нас в «треугольник высокого искусства».
ЛОНДОНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Всемирно известная Лондонская Национальная галерея собрала под своими сводами более 2300 образцов западноевропейской живописи XIII — начала XX века. Вот уже более чем полтора века в галерее можно увидеть величайшие произведения мировой живописи, которые демонстрируются в хронологическом порядке, позволяя проследить историю развития живописи и изменения техники художников. Национальная галерея открыла свои двери 9 апреля 1839, хотя некоторые считают датой основания приобретение коллекции 38 картин Ангерштейна положившей начало будущей галереи. Речь идет о пяти пейзажах Клода Лоррена, полотне Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», картинах: «Венера и Адонис» Тициана и «Похищение сабинянок» Рубенса. Также коллекция включала хогартовскую серию «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнольдса и «Деревенский праздник» Уилки.
Приобретенные полотна британское правительство поначалу выставляло в доме № 105 по улице Пэлл-Мэлл, но по мере того, как коллекция галереи расширялась, возникла необходимость в создании большего здания для ее нужд. Постройка здания на северной стороне Трафальгарской площади по проекту архитектора Уилкинса началась в 1831 году и была завершена через семь лет. Собрание картин галереи постоянно увеличивалось. По завещанию лорда Фарнбру, галерея пополнилась «Вечером» Рубенса, «Пейзажем с закатом солнца», «Пейзажем с замком Стен», «Водопоем» и «Телегой, едущей на рынок» Гейнсборо, а также «Хлебным полем» Констебла. Солидно пополнилась галерея в 1847 году, когда Роберт Верон подарил галерее 156 картин английских художников, и в 1851-м, когда по завещанию Джозефа Маллорда Уильяма Тернера галерее перешло 300 его картин и коллекция из 19 тысяч рисунков и акварелей. В итоге еще до конца 19 века Национальная галерея разрослась на пять залов и пристроила новое (восточное) крыло, а коллекция картин превысила тысячу. За последние сто лет коллекция увеличилась еще более чем вдвое.
Во втором, самом широком, углу нашего треугольника разместился самый известный храм искусства в Европе. Речь пойдет, конечно же, о Лувре, коллекция полотен которого только на момент основания составляла 2500 полотен. Картины музея были собраны в свое время Франциском I и Людовиком XIV. Коллекция скульптур большей частью перекочевала в Лувр из Музея французской скульптуры, а также солидно пополнилась в результате конфискаций французских революционеров. Во время наполеоновских войн Лувр солидно расширил коллекцию культурных и исторических реликвий Египта и Ближнего Востока.
Самые известные картины Лувра – «Джоконда» Да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля появились в музее благодаря Франциску I, «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI. «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены музеем позднее в 1870 и 1922 годах соответственно. А картина «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром. Скульптуру «Венера Милосская» приобрел у турецкого правительства посол Франции в 1820 году, а «Ника Самофракийская» была найдена по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо, археологом и вице-консулом Франции в Адрианополе. Сейчас Лувр насчитывает около 300 000 экспонатов, только 35 000 из которых выставляются в залах.
В самом остром углу нашего треугольника находится, пускай и наименее известная, но отнюдь немаловажная для европейского искусства галерея. Художественная галерея в Базеле включает в себя ярчайшие произведения искусства. Коллекция музея начала формироваться еще в XV веке. Основой для нее послужило собрание полотен семьи Амербахов. Работы Альбрехта Дюрера и Урса Графа были приобретены Иоганнесом Амербахом, а его сын Бонифациус и внук Базилиус значительно расширили собрание. Благодаря последнему «Кабинет Амербахов» базельской галереи украшен росписями Ханса Гольбейна. Благодаря Амербахам в музее оказались полотна Никлауса Мануэля Дойча, Ханса Лея Младшего, Урса Графа и Альтдорфера. Коллекция Амербахов постепенно пополнялась. Ей к середине XIX века стало тесно в первоначальном здании и для нее было построено новое в Августинском переулке по проекту архитектора Мельхиора Берри.
До конца XIX века были приобретены картины Тобиаса Штиммера, Альберта Анкера, Фердинанда Ходлера, Каспара Вольфа, Джованни Джакометти Бартелеми Менна и многих других. В начале XX века в музее появились скульптура Родена — «Виктор Гюго», картина Камиля Писсарро «Деревня близ Понтуаза и маленький шедевр Ренуара «Девушка, лежащая на траве». Позже в коллекцию влились произведения Поля Гогена, Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога. Гордостью музея в Базеле можно назвать обширную коллекцию нидерландских мастеров XV века, и «малых голландцев»: Адриана ван Остаде, Питера де Гоха, Якоба ван Рейсдала, Яна Стена. Также особенностью музея считают то, что Художественная галерея Базеля первой среди европейских музеев начала сбор произведений американских художников.
Этот остроугольный треугольник, который мы нарисовали, без сомнения подойдет тем, кто благоговеет перед классическим искусством. Маршрут можно начинать в любой точке, но российским гражданам логичнее будет начинать его с конца. Хотя от перемены порядка посещения мест высокого искусства – впечатления не меняются.
Также на Travel Daily Вы можете узнать: