Заброшенный греческий аэропорт превратится в прибрежный парк Заброшенный греческий аэропорт превратится в прибрежный парк
Знаменитая столица Греции Афины известна своей иконической древней архитектурой на вершинах пыльных холмов и обычно не ассоциируется с зелеными открытыми пространствами. Но это скоро... Заброшенный греческий аэропорт превратится в прибрежный парк

Знаменитая столица Греции Афины известна своей иконической древней архитектурой на вершинах пыльных холмов и обычно не ассоциируется с зелеными открытыми пространствами. Но это скоро может измениться, поскольку бывший международный аэропорт города и прилегающий прибрежный участок будут превращены в гигантский прибрежный парк, превышающий по площади гидпарк в Лондоне.

Территория аэропорта Эллиникон, когда-то оживленного ворот в Грецию, уже почти два десятилетия пустует. После закрытия в 2001 году, структура была оставлена заброшенной, за исключением краткого периода во время Летних Олимпийских игр 2004 года, когда на ее территории разместились мячики для софтбола, хоккейное поле и место для фехтования. Сегодня от старых трибун высовываются ржавые, обгоревшие от солнца сорняки, зрелище грустное и далекое от его лучших дней.

В начале следующего года разработчики начнут работы по созданию Элииникон Метрополитен Парка, 600-акрового ландшафта отдыха, который оживит эту зону и будет служить афинянам в качестве парка, игровой площадки и культурного центра, а также укрепит климатическую устойчивость города.

«Это проект, который принесет трансформацию на несколько поколений для Греции», — заявил Майкл Гроув, ландшафтный архитектор Sasaki, и главный дизайнер этого проекта, базирующегося в Бостоне. Афиняне были «фрустрированы тем, что это важное общественное пространство пустует уже 20 лет», — добавил Гроув. Sasaki известен своим дизайном ландшафта и урбанистическим дизайном, он отвечал за Гринейкр Парк в Нью-Йорке, Чарлстон Вотерфронт Парк, и Зеленую Олимпиаду в Пекине 2008 года.


Взгляд в прошлое

Некоторые архитектурные элементы прошлого будут сохранены в новом парке. Здание терминала 1960-х годов, спроектированное знаменитым финно-американским архитектором Эеро Саариненом, останется на своем месте, также как и массивные световые столбы вдоль взлетно-посадочной полосы. Более 300 000 квадратных футов бетона и топливного затора с бывших полос будут использоваться для создания скамеек и покрытий для дорожек и других целей.

Такой подход к переработке помогает подчеркнуть экологическую значимость парка, — отметил Гроув. «Мы используем то, что уже есть на месте в виде этого красивого бетона — штукатурные плиты толщиной 30 сантиметров с мраморными включениями размеров гольф мячика» — сообщил он и добавил, что они также постараются минимизировать выбросы углерода после открытия парка, используя электрический транспорт и органические удобрения и пестициды.

На всей территории парка будут посажены только виды растений, характерные для Греции, включая 31 000 деревьев из 86 видов и более 3 миллионов растений. Для создания экологически полезной зоны, специалисты сотрудничали с греческими питомниками для получения смесей семян, пригодных для экологической среды, и способных преуспеть в условиях все более засушливого климата региона.

Афины уже ощущают последствия изменения климата, с повышением температуры и частоты экстремальных погодных явлений. Одно исследование 2018 года из Ньюкаслского университета, которое анализировало риски изменения климата для 571 европейских городов, предсказало, что Афины столкнутся с одними из самых серьезных засушливых периодов и жаров до 2050 года.

Температуры увеличиваются из-за эффекта городского «теплового острова», так как бетон, камни и асфальт города впитывают и удерживают тепло, объяснила Элени Миривилли, главный специалист по теплу в городе Афины и старший советник по климатической устойчивости в Атлант-Совете Аршт-Рок. Здания Афин очень плотно расположены, и все эти разные поверхности не подходят для погодных условий, дополнила она, отметив, что они нормально не впитывают воду, поэтому могут вызвать наводнения во время все более частых ливней.

Зеленые мини-парки могут помочь противостоять этим последствиям. «Мы фактически превращаем 80% твердой поверхности в 80% зеленой», — сказал Гроув, и замена бетона или камня на деревья и кустарники способствует впитыванию осадков и созданию тени, что дает охлаждающий эффект.

Для борьбы с недостатком воды, парк будет поливаться очищенными сточными водами из близлежащей станции, а 3,7-акровое озеро будет собирать и накапливать талые воды.

Такие расположения имеют решающее значение для будущего, устойчивого к изменениям климата, заявила Александра Казмиерчак, эксперт по изменению климата и здоровью Европейского агентства по окружающей среде (EEA). «Зеленые пространства являются одним из действительно эффективных способов снижения температур в городах», — сказала она. — «Если города будут создаваться больше подобно губкам, которые могут поглощать избыточную влагу, это может привести к экономическим выгодам — отсутствию наводнений и ущербу в миллионах и миллиардах евро».


Здоровые города

Еще одним крупным преимуществом зеленых пространств является их влияние на физическое здоровье, психическое здоровье и социальную согласованность, — отметила Казмиерчак. Люди, живущие в зеленых средах, снижают уровень стресса и риск ожирения, а зеленые зоны могут снизить уровень шума и загрязнения воздуха, что имеет долгосрочные преимущества для здоровья, — добавила она.

Для Афин, где зеленых зон крайне мало — одно исследование EEA классифицировало город в пятерку столиц ЕС с наименьшим количеством деревьев в городе, — большой зеленый объект развития является захватывающим, по словам Миривилли. В то время, как недавно были предприняты попытки создать зеленые пространства и малые парки в городе, ни одна из них несопоставима с Эллиниконом по масштабу или вниманию к деталям природно-ориентированных решений.

«Для психического и физического здоровья афинян, это будет местом отдыха и восстановления от жизни в сверхгустонаселенном городе», — сказала она и добавила, что это будет особенно важно для тех, кто менее обеспечен и не может позволить себе уехать из города на жаркое лето.

Эллиникон будет иметь что-то для каждого, — сказал Гроув. Лауреат парков, спортивные центры, открытые театры, заведения питания и развлечений, а также публичный пляж. Благодаря 50 километрам прогулочных тропинок и 30 километрам велосипедных полос, он хочет, чтобы афиняне активно исследовали эту область и взаимодействовали с природой.

Проект был долгожданным. Идея превратить это место в парк родилась задолго до закрытия аэропорта, но проблемы с финансированием, экономический кризис 2008 года и разногласия по поводу того, кто будет развивать эту зону, откладывали проект вновь и вновь. В 2021 году греческая недвижимость Lamda Development была официально назначена генеральным подрядчиком, пригласив Sasaki и других архитекторов по разработке. Lamda оценивает стоимость проекта примерно в 8 миллиардов долларов, включая жилые и коммерческие объекты вокруг парка.

Теперь проект получил импульс, и архитекторы решительно намерены работать быстро. Первая фаза парка — примерно 250 акров, включая центральную Олимпийскую площадь на трамвайной линии города и прибрежную зону — должна быть завершена к концу 2025 года или началу 2026 года, — сказал Гроув.

Он представлял Элиникон в качестве эквивалента Центрального парка в Нью-Йорке — место, которое может изменить способ использования общественного пространства афинянами, внести вклад в общественное и экологическое здоровье города и продержаться исключительно долго. «Глядя на историю Афин, мы ожидаем, что этот парк, в той или иной форме, просуществует около 1000 лет», — сказал он.

aleksey Редактор