По оценкам юристов, тихий летний сезон 2015 может принести турфирмам ощутимые проблемы, причем как туроператорам, так и турагентам. Так, турагентов признают платежными агентами, а туроператоров лишают статуса посредников и заставляют платить миллионные недоимки. Эксперты-юристы, опрошенные корреспондентом инфогруппы ТУРПРОМ советуют турбизнесу подстраховаться и быть внимательным к деталям оформления договора.
Веерные банкротства туроператоров летом 2015, вынудили многие организации столкнуться с необходимостью защищать свои интересы в борьбе со страховщиками и обратившимися в суд туристами. Естественной реакцией бизнеса стало совершенствование документооборота. Те, кто работал по старым договорам, наконец-то обновили их и привели в порядок, те же, у кого договоры итак были на неплохом уровне дополнили свои договоры пунктами об отсутствии ответственности турагентов за банкротства туроператора и другими полезными новшествами, — отметил Александр Байбородин, гендиректор юридической компании Александра Байбородина. По оценке эксперта, пессимистичные прогнозы на лето 2015 года, к счастью, пока не оправдались, банкротств и громких скандалов удалось избежать, но руку по-прежнему нужно держать на пульсе.
Какие опасности подстерегают турфирмы в 2015 году, и как от них защититься? Я бы выделил следующие проблемы и направления защиты: Для турагентов это в первую очередь защита от признания их платежными агентами. Это настоящий бич в 2015-м году, — сообщил Александр Байбородин. По словам эксперта, статус платежного агента означает для турагента штраф в размере 40000 рублей, и непонятные перспективы для дальнейшей деятельности вплоть до необходимости создания новой компании. При этом уже фиксировались прецеденты, по которым турагенты признаются платежными агентами даже на уровне Верховного суда. Складывается негативная судебная практика в Краснодарском крае, других регионах России.
Одной из мер (хотя и не панацеей) для турагентов для предупреждения подобных событий может стать внесение в договоры с туристами пунктов, которые прямо указывают на тот факт, что турагент совершает массу других действий, помимо собственно приема денег у населения. Не помешают и пункты, явно указывающие на статус турагента у конкретной компании. Полагаю, что это повысит шансы защищаться от претензий налоговых органов, — посоветовал Александр Байбородин. По словам эксперта, пункты, защищающие турагентов от признания платежными агентами, могут внести в свои агентские договоры и туроператоры их интересы от этого никак не пострадают, а вот турагентам жизнь такие пункты могут сильно облегчить.
У туроператоров ситуация еще более непростая им-то как раз хочется быть агентами (только не платежными, а агентами в понятиях гражданского кодекса), но налоговая в ряде случаев не дает. Пока это единичные явления, но сама тенденция очень настораживает, — также отметил Александр Байбородин. По словам эксперта, большинство туроператоров имеют агентские договоры с поставщиками и платят налоги с суммы вознаграждения. Однако в 2015 году в ряде случаев налоговая уже обязывала туроператоров заплатить налог со всей суммы полученных ими по сделкам денежных средств, а суды вставали на сторону налоговой. Размер недоимок, подлежащих доплате в этом случае, может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей, — прокомментировал Александр Байбородин. При этом, туроператор не оставляет себе полученные от туристов денежные средства, а передает их поставщикам. Так почему он должен платить налоги со всех полученных денег?
По мнению некоторых налоговых органов, тот факт, что туроператор самостоятельно определяет конечную цену на услуги, а также несет ответственность перед потребителями, несовместим со статусом агента. А потому туроператор является не агентом, а исполнителем услуги со всеми вытекающими налоговыми последствиями, — ответил на этот вопрос Александр Байбородин. По его оценке, одной из страховочных мер, может стать внесение в договоры туроператора с поставщиками и с турагентами пунктов, однозначно указывающих на агентский (по отношению к поставщикам услуг гостиницам, перевозчикам) характер деятельности туроператора.
Кроме того, юрист рекомендует турбизнесу и быть внимательным к мелким деталям. Например, в июле 2015 года Турпомощь аж два раза рекомендовала внести изменения в договоры с туристами. Так, с 07 июля 2015 года у Турпомощи поменялся телефон. А уже на следующий день 08 июля 2015 года Турпомощь рекомендовала на своем сайте включить в текст договора с туристом Уведомление о передаче прав на обращение к страховщику в случае оказания туристам экстренной помощи.
Хотя указания Турпомощи носят рекомендательный характер, не стоит оставлять их без внимания. Неверные сведения о Турпомощи в договоре могут обернуться серьезными неприятностями. Отсутствие в договоре корректных сведений о контактах Турпомощи, равно как и о последствиях оказания экстренной помощи, может стать причиной для обращений туристов с исками в связи с непредставлением им необходимой и достоверной информации. В связи с этим, крайне важно указать в Приложении к договору правильный телефон Ассоциации Турпомощь, а также уведомить туриста обо всех нюансах связанных с оказанием экстренной помощи, — посоветовал Александр Байбородин.
TravelDaily Editor in chief
В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.