Монополист экономит: «Аэрофлот» переложил оплату банковского эквайринга на турагентов
Новости 19.06.2015 TravelDaily
В рамках сокращения затрат Аэрофлот решил переложить оплату банковского эквайринга (услуг банка при оплате клиентов пластиковыми карточками) на билетных агентов. При этом срок перехода на новые правила работы нацперевозчик определил крайне небольшим всего один месяц. Эксперты туррынка отмечают, что данная ситуация ставит агентов за грань выживаемости им придется работать фактически в минус. При учете доли, занимаемой на рынке нацперевозчиком, данное обстоятельство окажется весьма существенным для всех тикитинговых турагентств.
По информации АТОР, агенты Аэрофлота получили сообщение следующего содержания: Информируем вас, что в рамках программы сокращения затрат, ОАО Аэрофлот принято решение о деактивации с 15.07.2015 опции централизованного прямого эквайринга при оплате авиабилета пластиковой картой в каналах BSP, ТКП и по прямым договорам, для чего будут введены соответствующие настройки в системах бронирования, которые не позволят оформить перевозочный документ с формой оплаты СС (GDS Amadeus, Galileo, Sabre) или ПК (Сирена Тревел). Данная мера фактически означает, что в случае, если оплата будет совершаться пластиковой картой, агенту придется использовать прямой договор эквайринга между агентом и банком, то есть взять расходы на эквайринг на себя. Как отметил корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ глава транспортного комитетаАТОР Дмитрий Горин, именно сокращение собственных затрат и является реальной подоплёкой данного нововведения Аэрофлота.
Арифметика из этого следует весьма интересная. Так, стоимость эквайринга при оплате товара или услуги банковской картой составляет примерно 2-3%. В этих же рамках начисляется и бонусное вознаграждение, которое получают агенты Аэрофлота, которое в среднем составляет 2.5-3%. Уже лишь это гарантирует агентствам практически полное отсутствие заработка. Основной вопрос в том, кому теперь придется за этот эквайринг платить. Теперь фактически оплачивать его будут вынуждены агенты. Однако специфика билетных агентств в том, что большая часть клиентов находит их через метапоисковики, размещение на которых также не бесплатно они берут свой процент за каждый переход потенциального клиента на сайт агентства. В итоге агенту остается единственный выход: ввести сервисные сборы, то есть переложить расходы на плечи туристов, — пояснил Дмитрий Горин.
Однако при этом агенты попадают в еще более сложную ситуацию: во-первых, наценка ставит их в невыгодные и неконкурентные условия по сравнению с прямой продажей билетов на сайте Аэрофлота. Во-вторых, сам нацперевозчик неоднократно категорически протестовал против введения сервисных сборов на свои маршруты, вплоть до отключения таких агентов от системы бронирования.
Есть и ещё несколько критичных акцептов данной ситуации. Например, корпоративные клиенты, сегмент бизнес-туризма, которые нередко пользовались специальными программами на картах. Пересматривать эти программы сейчас в сторону увеличения стоимости просто невозможно — по глобальным контрактам изменение сервисных сборов не предусмотрено, и за выставленный срок в месяц разобраться с этим нереально. А значит турагентства вновь будут работать себе в минус, — оценил Дмитрий Горин.
В итоге картина для рынка тикитинговых агентств весьма печальна. На настоящий момент через них реализуются около 75% билетов Аэрофлота. При этом нацперевозчик, что естественно, является лидером по перевозке пассажиров, в том числе и на зарубежных маршрутах. Кроме того, идея сокращения затрат сейчас актуальна для всей авиаотрасли, и не исключено, что примеру Аэрофлота могут последовать и другие перевозчики, и некоторые, по информации Дмитрия Горина, уже рассматривают такие шаги. Как будут реагировать общественные организации туриндустрии и её регулятор, призванные бороться за интересы туристического бизнеса пока неясно, все пока изучают сложившуюся ситуацию. Однако учитывая доминирующее положение Аэрофлота на многих маршрутах и в целом на авиарынке России, не исключены жалобы туррынка на нацперевозчика в ФАС.
TravelDaily Editor in chief
В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.