Сети турагентств ОнлайнТур не удалось доказать ФАС незаконность взимания авиакомпаниями с пассажиров топливных сборов, которые могут достигать 30-40% стоимости авиабилета. Впрочем, ещё в начале...

Сети турагентств ОнлайнТур не удалось доказать ФАС незаконность взимания авиакомпаниями с пассажиров топливных сборов, которые могут достигать 30-40% стоимости авиабилета. Впрочем, ещё в начале апреля, когда ОнлайнТур подал жалобу в ФАС, юристы оценивали вероятность положительного для пассажиров и турбизнеса исхода данного разбирательства как достаточно низкую, ведь лобби авиакомпаний во властных структурах России традиционно сильное. При этом в ОнлайнТур пока никаких официальных ответов из ФАС не приходило.

По данным Коммерсанта, Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) отклонила обращение ОнлайнТур на предмет правомерности института топливных сборов, которые авиакомпании взимают при формировании стоимости перелетов. С учетом неустойчивого курса рубля и цен на нефть применение топливных сборов — инструмент хеджирования рисков авиаперевозчиков, что не противоречит антимонопольному законодательству, пояснил газете начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.

Впрочем, если следовать логике ФАС, то некие сборы было бы логично ввести и многим другим продавцам, поставщикам и производителям, так или иначе имеющим в составе своего производственного цикла транспортные расходы или импортные составляющие это тоже позволило бы им уменьшить риски от колебания цен на топливо или валюту. Однако все они довольствуются изменением конечного ценника, когда появляется такая необходимость. Авиакомпаниям же позволено с помощью топливных сборов вводить потребителей в заблуждение, рекламируя цену авиабилета без такого сбора, и лишь мелким шрифтом указывая туристам о неизбежных дополнительных тратах.

Напомним, что турагентство ОнлайнТур подало такую жалобу, посчитав, что топливные сборы составляют от 40% до 60% от стоимости авиабилета, и при этом необоснованны, так как когда-то вводились на фоне высоких мировых цен на нефть, более чем в два раза превышающих сегодняшний уровень. Изначально топливный сбор компенсировал авиакомпаниям резко возросшие расходы на авиакеросин, поэтому и взимался с пассажиров и туристов не в составе тарифа, а в качестве дополнения. Это было оправдано в 2008 году, когда нефть достигала $140 за баррель, но сегодня эта цена варьируется в диапазоне $48-60, при этом средний размер топливного сбора остается неизменным — от $20 до $100. А ведь размер сбора должен быть пропорционален стоимости мировых цен на нефть,- указывается в письме ОнлайнТур в ФАС. В итоге, например, для семьи из 4-х человек доплата за топливо превышает 10 тысяч рублей. Какие механизмы ценообразования у российских аэропортов и топливно-заправочных компаний приводят к таким цифрам — не известно и требует внимания антимонопольного ведомства, уверены в компании.

Кстати, юристы с самого начала довольно скептически оценивали положительный исход данного разбирательства. В принципе, сборы предусмотрены и Воздушным кодексом, и Федеральными авиационными правилами. Поэтому по данной жалобе ФАС может рассмотреть лишь пропорции этих сборов. По нашему опыту можно предположить, что если сборы окажутся завышенными, то авиакомпании могут быть оштрафованы, — ранее отметила корреспонденту ТУРПРОМ Ольга Полещук, руководитель юридического отдела юридического агентства Персона Грата. При этом, по словам эксперта, топливные сборы предусмотрены в том числе и международным законодательством, причем с очень интересной особенностью: в случае покупки билета по возвратному тарифу, при его возврате пассажир получает лишь стоимость самого билета, а стоимость топливных сборов удерживается авиакомпанией.

Подобные уловки авиакомпаний давно и совершенно справедливо возмущают пассажиров и турбизнес. Ситуация с подобным обманом, когда для потребителей рекламируется и заявляется одна цена авиабилета, а при его покупки она оказывается существенно более дорогой из-за доп.сборов, также недавно вылилась в жалобу в ФАС. Напомним, что Союз пассажиров обратился в конце марта в ФАС и Минтранс с просьбой проверить авиакомпании, реализующие в продажу дешевые билеты: в своей рекламе многие перевозчики дают рекламные цены без учета сборов и такс. Общественники уверены, что подобная реклама является недобросовестной, т.к. клиентам предлагается приобрести билеты по низкой цене, которых на самом деле в продаже нет. Так, зачастую, авиакомпании заманивают клиентов, объявляя о распродаже билетов по ценам от 999 руб, однако при покупке к этой цене добавляются различные налоги и сборы, из-за чего фактическая стоимость оказывается в разы выше.

В этой связи недавно УФАС по Челябинской области даже возбудило дело в отношении авиакомпании Победа за рекламу, вводящую туристов в заблуждение. Сведения: Летим в Москву! и 999 были выполнены крупным шрифтом белого цвета на контрастном синем фоне и занимали основную часть рекламного поля, что вызывало у потребителей впечатление о привлекательно низкой цене на услуги данной авиакомпании. Однако мелким шрифтом было указано, что данная сумма не включает стоимость сбора. В итоге общая сумма авиабилета, предлагаемого лоукостером, составила вовсе не 999 рублей, а порядка 2.5 тысяч (!!!)

Источник

TravelDaily Editor in chief

В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.