Скандал: разорившихся туроператоров стали вынуждать отзывать заявления о собственном банкротстве
Новости 16.04.2015 TravelDaily
Наметившаяся тенденция последнего времени, когда потерпевшие в прошлом году крах туроператоры и турагентства стали почти массово отзывать из судов свои иски о признании их банкротами, вызвала на туристическом рынке логичный вопрос почему? Ведь на первый взгляд никакой логики и интереса в этом у турфирм, которые сами за несколько месяцев до этого подали заявление о банкротстве, нет… Корреспондент инфогруппы ТУРПРОМ провёл небольшое журналистское расследование, и выяснил причину таких странных поступков.
Напомним, что ликвидатор туроператора Верса 10 марта отозвал иск о банкротстве компании. Официальных причин этого шага в ходе судебного заседания названо не было. При этом изначально заявление о банкротстве Версы было подано в арбитражный суд 26 января 2015 года. Широко известен и другой аналогичный случай — за неделю до Версы в начале марта, аналогичный шаг по отзыву иска о банкротстве предпринял туроператор Атлас, также работавший в Санкт-Петербурге.
Как пояснил корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ источник, пожелавший оставаться неназванным, эти истории лишь случаем с Версой и Атласом не ограничиваются. Я по другим туркомпаниям-банкротам столкнулся с той же ситуацией. Фактически их насильно заставляют отозвать заявление, — уверил собеседник, хорошо знакомый с этой ситуацией и участвовавший в ряде процедур внешнего управления разорившихся турфирм. Как отметил эксперт, банкротство это единственный цивилизованный способ расчета по долгам, поскольку при банкротстве все кредиторы, заявившие требования, получают удовлетворение пропорционально заявленным требованиям. Однако, как правило, у банкротов есть основные кредиторы в лице различных банков, в которых банкрот кредитовался. А банкам ситуация с банкротством не выгодна, поскольку имея доступ к счету клиента, банк может безакцептно списывать средства исключительно в свою пользу, блокируя платежи в адрес других кредиторов. Но возможно это лишь при отсутствии заявления о банкротстве, т.к. суд при этом накладывает обеспечительные ограничения на всё имущество компании, включая счета. Поэтому угрозами и шантажом банки стали заставлять банкротов отзывать заявления, чтобы в свою пользу забрать насколько возможно больше, — уверен собеседник.
По некоторым банкротам дело доходит ещё дальше. Например, одну из туркомпаний заставляют отозвать не только заявление о банкротстве, но уже заставили отозвать заявление о ликвидации, угрожая прокуратурой и выездной налоговой проверкой. Более того, дошло даже до того, что арбитражные управляющие, которых должник указывает в заявлении для утверждения судом на процедуру банкротства — тоже стали получать угрозы в свой адрес, — добавил эксперт.
Действительно, банкам невыгодно, чтобы туроператор входил в стадию банкротства, поскольку в этом случае имущество распределяется пропорционально между должниками, и банки пытаются всеми доступными способами минимизировать свои убытки и перевести процедуру банкротства в процедуру обычного судебного взыскания. В данном случае у них есть преимущества перед другими кредиторами. Это было предсказуемо, так как на кону стоят огромные суммы, и банки не дадут должникам расслабиться, и будут в случае необходимости доводить сутацию до уголовных дел в отношении руководителей компаний. В результате выжмут из должника все, что смогут, — прокомментировал ситуацию Георгий Мохов, председатель Правовой комиссии РСТ. При этом, по прогнозам эксперта, скандальная ситуация ожидается долгоиграющей. Все эти истории с банкротствами туроператоров имеют далеко идущеие последствия не на один год, так как затрагивают интересы большого числа участников, это такой карточный домик, который цепляет множество турфирм и мы это долго будем расхлебывать, — резюмировал Георгий Мохов.
TravelDaily Editor in chief
В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.