Открытки и пословицы: их связал Зингер Открытки и пословицы: их связал Зингер
В Елабуге демонстрируют копии редких почтовых карточек фирмы "Зингер" с изображениями на тему русских пословиц. Открытки и пословицы: их связал Зингер

Необычная выставка открылась в Музее-театре «Трактир» Елабужского государственного музея-заповедника. Его стены украсили красочные цветные копии редких почтовых карточек с лубочными изображениями на тему различных пословиц и поговорок: «Старый друг лучше новых двух»; «Хорош Мартын, когда есть алтын, худ Роман, когда пуст карман»; «Нет того хуже как жене без мужа и мужу без жены»; «Не красен обед пирогами, а красен едоками» и других… Всё это создает неповторимую тёплую атмосферу старины.

 

«Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто». В начале ХХ века компания «Зингер» выпустила большую партию рекламных открыток с русскими пословицами и поговорками. Этим она деликатно напомнила о себе, расположив товарный знак на оборотной стороне почтовой открытки, предназначенной для письма и адреса. Автором работ в стиле лубка – доступного и понятного для простого народа изобразительного искусства выступил известный в ту пору живописец Владимир Амосович Табурин.

Продавали открытки и поштучно, и сериями. Дешёвенькую можно было купить за одну копейку, а более дорогие оценивались в 5-10 копеек. Открытки пользовались успехом и у собирателей. Чтобы пополнить свои коллекции они давали, к примеру, такие объявления: «Обменивается раскрашенными открытками. Отправляет в обмен на влюбленные парочки, какие угодно и виды Урала и Перми».

В России первая открытка была выпущена 26 марта 1872 года, именно поэтому 26 марта отмечается День рождения открытки — иллюстрированной почтовой карточки, остающейся наиболее популярной из всех видов почтовых отправлений. В этот день и появилась в Музее-театре «Трактир» новая экспозиция, которая всё лето будет радовать елабужан и гостей города.

Где и когда появились открытки? Вообще же, первенство в создании почтовой карточки оспаривается несколькими странами.  Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась открытка. Может, во Франции, или в Англии, Шотландии, Китае… Возможно в Германии или Австрии? В 17, 18, 19 столетии, хотя, думается, что и раньше…

Французы говорят, что именно в их стране появилась первая открытка. И все благодаря солдатам времён франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим родным с полей сражений. Когда у них закончилась бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, на коих писали письма и рисовали. Вот вам и настоящая почтовая открытка.

Англичане утверждают, что первая открытка была рождественской, а ее автором явился сэр Генри Коул. На карточке была изображена счастливая семья за праздичной трапезой. И надпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». И именно тогда, по уверению англичан, подобные карточки стали печатеть в типографиях. Ну а шотландцы яковы идею украли и славу «первооткрывателей» присвоили. 

Но никто не сравнится с китайцами. Они говорят, что открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить всех лично и принять поздравление. Такие традиции!  

Ну а 1874 год стал «точкой отсчёта» истории открытки. Тогда расписные карточки получили официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. 

Тогда же и установили единый международный размер открытки — 90 на140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт — 105 на148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки бывают аж по 40 на 60 мм, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал формат «евро» (110 на 220 мм).

Да и делают сегодняшнике открытки не только из картона: используется тонированная и тисненая бумага, калька, фольга… Их лакируют, бронзируют, крепят к ним дополнительные элементы. Словом, — украшают.

Источник: портал «100 ДОРОГ»

TravelDaily Editor in chief

В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.