РСТ подготовил законопроект, разграничивающий ответственность туроператоров и авиакомпаний РСТ подготовил законопроект, разграничивающий ответственность туроператоров и авиакомпаний
Юристы Российского союза туриндустрии (РСТ) подготовили законопроект, предполагающий внесение поправок в закон Об основах туристской деятельности в РФ и Воздушный кодекс РФ. Основная цель... РСТ подготовил законопроект, разграничивающий ответственность туроператоров и авиакомпаний

Юристы Российского союза туриндустрии (РСТ) подготовили законопроект, предполагающий внесение поправок в закон Об основах туристской деятельности в РФ и Воздушный кодекс РФ. Основная цель четкое разграничение зон ответственности туроператоров и авиакомпаний по услугам, входящим в турпакет. Необходимость в этом назрела давно, последней каплей стал крах ВИМ-Авиа, последствия которого стали очередным серьезным испытанием для турбизнеса.

Напомним, что, согласно статье 9 отраслевого закона, сейчас ответственность за все входящие в турпакет услуги, включая авиаперевозку, несет туроператор. И хотя совершенно очевидно, что за выполнение авиарейсов должна отвечать авиакомпания, все чартерные проблемы обычно сваливаются на туроператоров.

В Воздушном кодексе РФ понятие воздушная перевозка по статусам не разделяется, но принято считать, что главная забота авиакомпании регулярка, а чартеры это дело заказчика. Поэтому мы предлагаем ввести в авиационный закон понятие туристский чартер и возложить на авиакомпании ответственность перед пассажирами заказанного рейса такую же, какую перевозчик несет и за регулярные рейсы в соответствии со статьями 116120 Воздушного кодекса, поясняет юрист Северо-Западного отделения РСТ Светлана Мержвинская.

В законопроекте особо оговаривается, что авиакомпания должна обеспечить пассажиру обратную перевозку в случае неисполнения заказчиком своего обязательства по оплате чартерного рейса. Иными словами, в Воздушном кодексе должен быть зафиксирован принцип: вывез туристов неоплаченным рейсом или при неоплаченном обратном обязан обеспечить возвращение. Норма применяется на практике, но законодательно не закреплена. При этом авиакомпания вправе предоставить пассажиру билет на рейс другого перевозчика в указанную или в ближайшую дату и может предъявить регрессное требование к заказчику, не оплатившему рейс.

Также Воздушный кодекс предлагается дополнить статьей, которая обязывает авиакомпанию в случае невозможности оказания услуг по воздушной перевозке, в том числе чартерной, незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти. И в этих обстоятельствах перевозчик должен прекратить накапливать обязательства, то есть основать продажу билетов.

Говорится в законопроекте и о необходимости создания специального фонда пассажирских перевозок по аналогии с теми, которые существуют в Турпомощи. Средства фонда могут расходоваться только на оказание услуг по воздушной перевозке либо выплаты компенсации пассажирам, у которых возникли проблемы в связи с несостоятельностью авиакомпании.

Поправки в закон Об основах туристской деятельности в РФ предполагают изложение в новой редакции статьи 10.2. На туроператоров налагается обязательство незамедлительно уведомлять туриста о невозможности оказать услуги по договору о реализации турпродукта в случае возникновения проблем у авиакомпании.

Механизм дальнейших действий предлагается такой. Туроператор вправе предложить туристу внести изменения в договор о реализации турпродукта, указать стоимость авиаперевозки и разъяснить порядок получения компенсации из специального фонда. Если турист не согласен на изменение условий, договор считается прекращённым. Туроператор возвращает клиенту стоимость тура за вычетом стоимости услуг по воздушной перевозке в течение десяти дней с момента получения отказа туриста от изменения договора. Деньги за несостоявшийся авиаперелет турист должен получить из средств специального фонда пассажирских перевозок.

Как сообщил RATA-news вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, законопроект направлен в Министерство культуры РФ, Ростуризм, Торгово-промышленную палату РФ и Общественную палату.

Источник: 100 Дорог

Источник

Brian Aaron Editor in chief

Шеф-редактор, член Международной ассоциации журналистов, пишущих о туризме FIJIT