Товарищи турагенты не введитесь на это, — вот главный лейтмотив комментариев участников туристического рынка, озвученных корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ по поводу ряда публикаций СМИ о...

Товарищи турагенты не введитесь на это, — вот главный лейтмотив комментариев участников туристического рынка, озвученных корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ по поводу ряда публикаций СМИ о введении в России платного реестра для турагентств при Турпомощи.

Напомним, что во время мероприятия под пафосным названием Всероссийский турагентский конгресс, которое изначально должно было быть простым рекламным туром для турагентств от туроператора Розы Ветров, руководство Турпомощи при поддержке Ростуризма в очередной раз рекламировало недавно анонсированный платный реестр. Причем такая реклама, по утверждению экспертов, вводила турагентства, мягко говоря, в заблуждение. Так, в заявлении главы Турпомощи Александра Осауленкоговорилось буквально следующее: С 1 января 2017 года те компании, которые не вступили в реестр, не будут продавать туры туроператоров, даже если между ними есть договорные отношения. При этом подразумевался именно платный реестр при Турпомощи, никакого отношения к поручению Президента не имеющий.

И действительно, эксперты единогласно утверждают: этот платный реестр букве нового закона о туризме совершенно не соответствует, как не соответствует и поручению Президента, поэтому призывают турагентства не вестись на подобные призывы, и тем более не торопиться относить свои средства за участие в таком реестре.

Любопытно, что руководитель Ростуризма, как опытный аппаратчик, напрямую не призывал вступать в этот реестр, обойдясь лишь благими пожеланиями: формирование реестра будет способствовать оздоровлению, повышению прозрачности турагентского рынка и профессионализма его участников. Это позволит нам отсечь фирмы-однодневки, которые оказывают некачественные услуги и не способны выполнить свои обязательства перед клиентами.

Главный довод оппонентов платного реестра при Турпомощи прост: в редакции закона нет ни слова о реестре при Турпомощи, ни в добровольном варианте, ни тем более в обязательном. Наоборот, на Турпомощь новый закон накладывает определенные обязанности по отношению к агентствам, причем на бесплатной основе. Туроператоры, согласно новому закону, должны будут передавать в Турпомощь списки турагентских компаний, с которыми у них заключены договоры, а это объединение обязано бесплатно публиковать их на своем сайте, — цитирует пресс-служба АТОРслова руководителя Правовой службы ассоциации Надежды Ефремовой. И хотя для идея защиты потребителя с помощью подобных списков сомнительна, которые к тому же будут содержать многочисленные повторы, так как агентства работают одновременно минимум с десятью туроператорами, однако это положение закона не предполагает, что Турпомощь каким-то образом должна будет вести реестр, тем более обладать возможностью не пущать на рынок турагентства, не оплатившие членства в таком реестре. Турагентам хочется пожелать не впадать в панику от каждого заявления, а самим спокойно и вдумчиво почитать закон в новой редакции и воздержаться от необдуманных шагов и лишней траты денег, — резюмировали в АТОР.

Это же подтверждают и в Альянсе Туристических Агентств общественной организации, стоящей на страже интересов именно туристической розницы. В соответствии с законом с 1 января 2017 года туроператоры должны будут направлять списки турагентов, с которыми они работают, в Турпомощь, и объединение должно будет размещать эти списки на своем сайте в интернете. Положений, предусматривающих ведение реестра или других форм учета агентов Турпомощью, закон не предусматривает, — подтвердил Андрей Гаврилов, президент АТА. По словам эксперта, участники конференции, недавно проведенной АТА, в которой приняли участие более 100 турфирм, дальнейшее обсуждение деталей и ведение реестров, в том числе в рамках выполнения поручений Президента, целесообразно продолжить после подготовки Министерством культуры соответствующих изменений в закон.

В любом случае, позиция турагентств и их отношение к продавливанию платного реестра при Турпомощи — остаётся неизменной. Нет никакой законодательной базы на этот счет. Безусловно, ни в одной законодательной норме не говорится о том, что для турагентств условием работы на рынке станет какое бы то ни было членство в реестре Турпомощи. Турпомощь — это обычная организация, это не федеральный орган исполнительной власти, о котором шла речь в поручении Президента, — отметил Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств юга России Розовый слон. По оценке эксперта, позиция турагентств остается неизменной: таковым органом по учету туристической розницы логичнее всего стать Ростуризму, а агентский реестр, наподобие туроператорского, должен быть бесплатным. При платном членстве в реестре легко создается возможность нецелевой траты денег. А 20 миллионов, которые можно собрать с 20 тысяч российских турагентств за скромный взнос в 1 тысячу огромная сумма. Как эти деньги будут расходоваться мы не знаем, — подчеркнул Алексан Мкртчян.

Пока участники рынка обоснованно рассчитывают, что здравый смысл и уважение к букве закона возобладают. Мы предполагаем, что с такими заявлениями официальные лица поторопились. И в ближайшее время мы наверняка увидим опровержение на сайте Ростуризма. Что же касается реестра, который будет введен в 1 января 2017 года он будет где угодно, но не при Турпомощи, — резюмировал Алексан Мкртчян.

Источник

TravelDaily Editor in chief

В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.