Очередное предложение ввести курортный сбор прозвучало во властных органах, на этот раз из Совета Федерации. Чтобы обосновать новый побор, сенаторы предполагают отправлять взимаемые с...

Очередное предложение ввести курортный сбор прозвучало во властных органах, на этот раз из Совета Федерации. Чтобы обосновать новый побор, сенаторы предполагают отправлять взимаемые с туристов деньги на благоустройство пляжей и курортной территории. Однако эксперты турбизнеса эту идею по-прежнему не поддерживают, так как затраты на введение подобной системы и её дальнейшее администрирование могут оказаться выше предполагаемых доходов, а уход получаемых средств в неизвестном направлении — весьма вероятен. К тому же лишнее удорожание российским курортам сейчас совсем не на руку: при довольно не низких средних ценах им ещё предстоит много работы для поднятия сервиса хотя бы до уровня турецкого.

Так, тема введения курортного сбора всплыла в преддверии очередного сезона отпусков и ожидания ажиотажного турпотока на российские курорты. В частности, инициативу введения курортного сбора поддержал председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. И краснодарцы, и сочинцы, и те, кто в Крыму, бьют тревогу по состоянию пляжной составляющей туризма в силу того, что резкий всплеск посещаемости приводит к перегрузке пляжной зоны. Вынужденная мера, которая предложена — курортный сбор, мы его поддерживаем, — цитирует слова сенатора Российская газета. При этом он отметил, что курортный сбор возможен только при условии расходования полученных средств на очищение пляжной зоны, введение дополнительной системы очистки воды и благоустройство набережных. Напомним, что ранее с подобной инициативой выступало и Министерство по делам Северного Кавказа, которое продвигает проект по введению туристского налога в регионе Кавминвод (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск) — сейчас документ проходит общественное обсуждение. Назывались на роль кандидаты для поборов с туристов и некоторые другие города, в частности, Суздаль (в этом городе лоббировалось и введение платной парковки, видимо, чтобы дополнительно обчистить карманы автотуристов). При этом ожидается, что курортный сбор сможет помочь государству собрать до 600 млн рублей в год.

Однако турбизнес категорически против. Мы не поддержали эту идею, когда её предложило министерство Северного Кавказа, и остаёмся на этой позиции. Основное наше возражение в том, что создание этой системы обойдется дороже, чем предполагаемая выгода от её введения, а имиджевые потери перекроют этот доход сторицей, — прокомментировал корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ). Более того, чтобы легализовать подобную идею в правовом поле, потребуется длительная разработка, требующая как времени, так и средств. Фактически на сам сбор этого сбора придется затрачивать больше средств, чем он потенциально может принести. Для взимания такого сбора, для сортировки туристов, понадобятся дополнительные ресурсы, в том числе административные, которые съедят большую часть поступлений. Когда приводится в пример зарубежный опыт, стоит признать, в первую очередь, что речь идет о раскрученных курортах, о более-менее отлаженных механизмах получения средств конкретными муниципалитетами. К тому же особой эффективности подобные сборы и там не проявляют, а негатив туристов по отношению к регионам с такими сборами явно чувствуется, что вредит их имиджу, — отметил Юрий Барзыкин.

Кроме того, вызывает вопросы и целевое использование средств: Это только кажется, что собранная сумма будет огромной, однако её просто не хватит на декларируемые целы. Кроме того, средства могут попасть в бюджет региона и быть израсходованы совершенно на другие цели, к туризму не относящиеся, или вообще там просто раствориться, — отметил собеседник.

С точки зрения эксперта, контроль за состоянием инфраструктуры лежит на собственниках, и в целом это разумная мера. За пляжи всегда несли ответственность те, кто ими пользуется, в том числе отели и здравницы. Суммы на это уходят значительные, и их всегда будет не хватать. Однако вариант достать их из кармана туристов путем нового сбора вызывает сильные сомнения, — резюмировал Юрий Барзыкин.

Источник

TravelDaily Editor in chief

В быстроменяющемся рынке traveldaily.ru стремится предоставить профессионалам туристической отрасли и просто заинтересованным лицам обширный перспективный обзор в каждом секторе отрасли, включая авиа- и железнодорожные перевозки, наземное обслуживание и объекты размещения, питание и экскурсионное обслуживание, визовое и таможенное законодательство, технологии, экономику, укрупнение бизнеса и банкротства, а также деятельность законодательных и общественных организаций и учреждений в сфере туризма.